Врач был уволен за "недостаточное православие"? Медики пятой градской протестуют против вмешательства церкви в лазерную терапию (Бывший директор бывшей Пятой градской больницы, ныне Центр.клинической больницы святителя Алексия, Владимир Фёдоров на днях подал иск в Симоновский суд о незаконном увольнении. Ответчики - Комитет здравоохранения и Московский патриархат.)

 

Корни конфликта тянуться к 1992 году, когда по просьбе Алексия правительство Москвы отдало 5-ю градскую в ведение церкви, которая и должна была теперь её финансировать. Финансирование обернулось нечастой гуманитарной помощью. Зато неприятности у врачей начались сразу. В первый же День медика, приходящийся на время поста, медперсонал узнал от больничного церковника, что их профессиональный праздник сатанинский. Поступающие в больницу священники, стали вести себя, как хозяева, требовать отдельных палат, объявлять лазерную терапию и даже ... герметичные пластиковые окна бесовщиной.

Между тем столичный Комитет здравоохранения за 5 лет выделил на нужды церковной больницы 17 млрд. рублей, пошедшие на ... ремонт храма. Дабы привести статус учреждения в соответствие с реальным положением вещей, Фёдоров в 1996 году выступил с инициативой пересмотреть учредительные документы и расширить круг "хозяев" больницы за счёт тех, кто реально её финансирует. Тут-то всё и началось.

По мнению бывшего главврача и его команды, священники избрали традиционную тактику - травлю проверками. В марте 1997 года в больницу пришли люди в гражданском, представившиеся комиссией из патриархата. Разрешение на проверку никто из них не продемонстрировал, как и не назвал и своих должностей. Чтобы понять, что происходит, главврач пригласил в больницу двоих сотрудников по борьбе с экономическими преступлениями Южного административного округа. Проверяющие назвали это срывом их работы и удалились. Как выяснилось позже, комиссия была настоящей, но право патриархата проверять использование средств, к которым он не имеет отношения, весьма сомнительно. Ещё более сомнительны по мнению Фёдорова, результаты церковной проверки, которая усмотрела недостаток его, главврача, работы в том, что он недостаточно активно привлекает к церковной жизни медперсонал: "Даже на Престольный праздник 25 февраля, несмотря на все усилия настоятеля, из более чем 300 сотрудников на службе (церковной - Ред.) присутствовало лишь 5 человек" - говорится в акте проверки. В конце концов священникам удалось добиться своего, формально не переступая границ закона. Через несколько дней по их инициативе в больнице появилась ещё одна комиссия - уже из Комздрава. Она выявила перерасход, который за два с половиной года составил около миллиарда рублей. При этом документально подтверждено, что деньги ушли не в чей-то карман, а на нужды больницы, поэтому не Управление по борьбе с экономическими преступлениями, ни Комздрав не обнаружили факта злоупотребления служебным положением. Более того, они отметили образцовое содержание больницы и обслуживания пациентов. Но церковь искала формальный повод к увольнению. И она его нашла.

Комздрав отказался от комментария и направил корреспондента "ОГ" к председателю отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата Архиепископу Солнечногорскому. Владыко Сергий разъяснил всё по-своему. Церковь не считает нужным финансировать больницу просто потому, что её здание не является собственностью РПЦ, а оплачивать само лечение - конституционная обязанность Государства. Роль священников сводится всего лишь к попытке "возродить традиции православного осмысления медицины". При этом проверять больницу архиепископ считает себя вправе, хотя в её уставе и нет однозначного указания. Что касается неведомой комиссии, то она, по словам священника, состояла из авторитетных медработников, в том числе, бывших работников КРУ Минздрава СССР. С увольнением прежнего руководства, утверждает архиепископ, в жизни больницы абсолютно ничего не изменится. За недостаточное православие никого выгонять не будут. От операционного стола в церковь силком не поволокут. Тем не менее раз в уставе записано, что храм является духовным центром больницы, то главврач должен работать рука об руку с больничным священником. С Фёдоровым же всегда были проблемы - иконы из палат выносил (по словам главврача, он это делал по требованию пациентов - Ред.), а во время поста не утруждал себя корректировать больничное меню. "Даже для меня не было исключения, - признался владыко, - пришлось сестёр из тамошнего храма просить поработать кухарками".

Пока в больнице спокойно. Но врачи приготовились к самому худшему: "Либо продадут всё на корню, либо сделают здесь больницу для своих", - считает заведующая лабораторией Лидия Сорина. Уже вызывает подозрение закрытое "якобы на ремонт" здание морга. Последняя новость из больницы - медперсонал в знак протеста пытался перекрыть Ленинский проспект. Пациенты пишут письмо председателю Комздрава.

"Общая Газета" № 33 от 21 августа 1997г. Дмитрий Соколов.

 

 

Крестом по лбу, или Даёшь "Чистоту православия"!

 

 

В то время как значительная часть нашего населения спешит в храмы святить золотые да серебряные крестики, наивно полагая, что это и есть самое настоящее христианство... когда филологи-словисты и некоторые писатели, ставшие профессиональными патриотами, встают горой на защиту церковнославянского богослужебного языка, в котором они раньше никакой потребности не испытывали, поскольку ходили на партсобрания, а не на богослужения, языка, который вдруг оказался крайне необходим для "духовного возрождения" (читай журнал "Москва") ... Когда изрядно модифицированные (мимикрировавшие) коммунисты успешно разыгрывают попуристско-патриотическую карту с помощью кстати подвернувшегося православия, приняв в сентябре прошлого года (1997) в Думе новый закон "О свободе совести" (надо дать бой "сектам" и вообще всем тем, кто к нам "понахлынул и понаехал", Господь Бог в таких случаях сказывается не при чём) ... В то время как высокопоставленные госчиновники, не часто заглядывающие в храмы, думают, что православие в целом для "чего-то даже и полезно", мол, "нехай будет"... В это же самое время под прикрытием благородной борьбы за "чистоту православия" (нового единственно верного учения) расцветает самая настоящая ксенофобия и язычество (национальная религия) в полном соответствии с известной пословицей "научи дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт". Но это было раньше. А теперь любой неофит норовит не себе, а другому по лбу дать! Ради общей пользы дела, конечно.

Сейчас по всей стране уже идёт кампания (с той или иной степенью интенсивности в зависимости от местных условий, то есть от характера местного начальства) против всех (включая православных) религиозных организаций, не относящихся к Московской патриархии. Исключение сделали лишь для мусульман (их побаиваются!), буддистов (уж больно древние, традиционные, да и они где-то там далеко, в Бурятии) и иудаистов (Ветхий завет мы, конечно, не читаем, но как составную часть Библии, признаём!). Методы при этом по Российской традиции не слишком деликатные: от упрямого "нет" администрации, до освящённых (святой водой) нагаек казачков, всегда готовых дать отпор любым "не нашим". На Основной закон нашей жизни (Конституцию), провозглашающей "свободу совести", по старой привычке никакого внимания не обращают: мало ли чего там понаписано!

Если бы высокопоставленные госмужи, новые покровители православия, нашли всё же время и посмотрели бы, что продаётся в церковных книжных лавках, то они бы нимало удивились (конечно, те, кто ещё окончательно на высокой должности не утратил эту столь человеческую способность) и узнали бы для себя нечто новое. Например, им стало бы ясно, почему патриарх Алексий II так не хочет встречаться с Папой римским. Оказывается, вовсе не из-за прозаических проблем на Украине (разгромленные сталинско-бериевским режимом греко-католики возвращают свои храмы, переданные этим же режимом православным), как это нам объясняет пресс-служба ОВЦС, а по гораздо более интересной мистической причине: разве можно встречаться с ... антихристом? Народ может не понять! Попутно заметим, что именно так представляют Папу и исламские фундаменталисты. Странное, казалось бы сходство! На самом деле ничего странного нет: тут извечная борьба континентов, востока и запада (читай Александра Дугина).

Народ попроще тоже соответственно и стихийно подготавливается. Здесь тот редкий случай, когда инициатива у нас идёт снизу. В православных храмах и монастырях вы не встретите книг священников Сергея Булгакова, Павла Флоренского, Александра Меня, но зато в изобилии продаётся литература, призывающая к выявлению "еретиков" и фактически к построению нового "железного занавеса", который отделил бы "Святую Русь" от западных "еретиков". Никакого официального индекса запрещённых или рекомендованных книг, конечно, нет. Но любая свечница "нутром чует", что можно продавать, а что нет. Здесь скорее будут продавать небезызвестные "Протоколы сионских мудрецов" и просто черносотенную литературу, чем книги Владимира Соловьёва или Николая Бердяева. Очень прославился на этой ниве недавно почивший Петербургский митрополит Иоанн (Снычев), чьи книги, как и работы небезызвестного неофита, бывшего "научного атеиста", дьякона Андрея Кураева, не теряют своей популярности среди малообразованного населения, составляющего, как и раньше, основной костяк православных.

Настоящие учёные их не критикуют, не хотят "связываться", а ... просто зажимают нос - уж больно смердит. Интересно было бы спросить членов Священного синода: а как это всё соотносится с теми документами, которые высшая церковная иерархия иногда подписывает в ходе межконфессиональных диалогов? Например, в "коммюнике двухсторонней встречи между делегациями Московского патриархата и Ватикана" (Италия, Бари, 7-8 мая, 1997) говорится: "Стороны заявили о необходимости ... искоренения всякого насилия физического, словесного или морального, указали на недопустимость появления в средствах массовой информации, особенно в церковной прессе, высказываний в духе национализма и конфессиональной нетерпимости ... так как евангельская этика требует воздержаться от оскорблений". Думается, что это не тот евангельский случай, когда "одна рука не знает, что делает другая". Высшая церковная иерархия прекрасно знает, какая литература продаётся в храмах и церковных магазинах, но ... помалкивает. То ли простого народа боится, то ли тихо сочувствует этому национал-православизму.

Православие, как и любая конфессия, имеет право на защиту своего вероучения от искажения (о чём не устаёт твердить Кураев), но здесь важно, чтобы лекарство по русскому обычаю не стало "хуже болезни". Уж очень легко благородная, казалось бы, ревность по "чистоте православия" переходит в погромные настроения и действия, несовместимы с самим духом христианства. Не чувствуется здесь никакого сдерживающего начала. Православный "джихад" да и только.

Плюрализма мнений не может быть внутри отдельной конфессии, но он должен быть в много конфессиональном и секулярном обществе, чего никак не могут понять наши новые православные фундаменталисты и попустительствующая им церковная иерархия, фактически вставшая с помощью православных коммунистов-атеистов в Госдуме на путь разжигания религиозной вражды в обществе. При такой политике Церкви мы не правовое гражданское общество построим, а какой-то новый. Теперь уже православно-коммунистический заповедник. Конечно, пороху на это уже, слава Богу, не хватит, но крови на этой "ниве" можно людям много попортить.

Наша Церковь нуждается в реформе, и давно. Для уяснения этой простой мысли достаточно посмотреть "Отзывы епархиальных архиереев по вопросу церковной реформы" (тт. 1-3, СПб., 1906). Все три тома - это один сплошной вопль о необходимости организационной, литургической и образовательной реформ. Можно вопрос поставить ещё более глубоко: какова мера ответственности Церкви за произошедшее со страной? Почему народ пошёл в 1917 году за большевиками и ничуть не обеспокоился арестом большевиками же новоизбранного патриарха Тихона, вообще не стал на защиту Церкви? Не потому ли, что Церковь отказалась понимать новые социальные реальности, искать новые формы обращения с народом, не стала на путь необходимого обновления? Не потому ли, что уже тогда всякое доверие к Церкви, сросшейся с Государством, уже было утрачено? Не слишком ли мы поверхностным объяснением событий удовлетворимся вопреки евангельскому призыву видеть прежде всего бревно в своём глазу? Мол, это все враги, нацмены и масоны всё разрушили, а мы тут не при чём. Не повторится ли вновь та же ситуация в меньших, конечно, уже масштабах, когда народ, удовлетворив дозволенное любопытство, уже окончательно уйдёт из Церкви?

Но странное дело, нынешние архиереи как воды в рот набрали, как будто и нет этой проблемы вовсе. Причина до банальности проста: за нагретые места боятся, любые изменения, реформы могут вызвать непредсказуемые последствия. А народ попроще пусть пока уточняет у "батюшек", какой святой "от зубов", а какой "от головы" помогает.

"Московский Комсомолец " № от 26 ноября 1998г. Игумен Вениамин (Новик).

 

 

 

Церковь - сборище алчных и развратных толстопузиков.

(Толпа, ещё недавно презиравшая церковь, сегодня ею восхищается. Лебезенье толпы, массы перед Церковью не только не лучше наглого насмешичанья, но и спокойно с ним совмещается.) о Православии.

 

Масса и видит в Церкви МАССУ, нечто безличное и абстрактное: "национальную традицию, источник духовности, государственную религию". Одновременно та же толпа видит в Церкви сборище алчных и развратных толстопузиков. Пресса адекватно представляет глас народа. Когда поносят всех церковников, это ещё не плохо; куда омерзительнее, когда из каких-то своих соображений журналисты начинают играть в канцелярские интриги, очерняя "плохого" митрополита, но подчёркивая, что его начальник, патриарх - хороший (и немало в это не веря).

Нормальная человеческая реакция на подлость толпы: закрыться, не допустить толпу к себе. Церковь, однако, не может отвергнуть толпу, потому что любовь к человеку включает в себя сострадание к отсутствию личности в человеке. Кого мы любим, тому не скажем, что он растворён в толпе. Церковь побеждает толпу, не воспитывая, а просто проповедуя Евангелие, потому что Евангелие нельзя понять и исполнить толпой, как нельзя толпой пройти в игольное ушко. Евангелие - не манифест Бога человечеству, а любовное письмо Христа человеку. В храм входит толпа, а выходят из храма личности. Беда в том, что в последние годы всё чаще личность выходит из храма и плюёт через плечо. Став личностью, человек начинает презирать церковь и за стадность (ведь в церкви всегда достаточно "толпиного духа"), и за пороки, постыдные именно для личности. Невозможно найти в себе силы, чтобы простить людям Церкви торговлю куриными окорочками, сигаретами, вином, нефтью: Церковь же нас учила, что корыстолюбие грех! Как простить людям Церкви сотрудничество с тайной полицией, с развратными политиками, да и личный разврат иерархов: ведь именно Церковь учила нас тому, что развратничать нельзя! И личности уходят из Церкви, броня её...

 

Ничего удивительного, что Церковь в современном мире, это меньшинство, и меньшинство не лучших, а худших, только мнящих себя лучшими, да ещё претендующих быть большинством. Точно так же было естественно, когда в начале ХХ века в России лучшие, самые нравственные и умные люди во имя защиты личности покидали Церковь и бичевали её...

"Общая Газета" №10 от 19 марта 1997г.

 

 

 

 
Сайт создан в системе uCoz