Великая клерикальная революция (или православная без разницы) .

 

 

…Первые годы – 1988 - 1991 – были временем, когда Церковь, (здесь и далее под Церковью подразумевается не Народ Божий, но оформленная политическая структура – Московская Патриархия) приподнималась с колен при поддержке всех и вся. 1991 - 1995 – время «выбора женихов» и осторожного лавирования в бурном житейском море. Последний период – осознание своей роли идейного лидера, кому Власть и Общество доверяют всецело. Больше-то – некому! …

 

Закон. Знакомый острослов пошутил: Церковь должна за каждым богослужением возносить прошения о «здравии Закона о Свободе Совести», как молились до революции о «здравии Высочайшего Правительствующего Синода». О пагубах и изъянах указанного акта, дарующего Патриархии «право первой ночи» во всех случаях жизни, сказано предостаточно. Но эти все разговоры были гипотетического порядка: Патриархия пока не воспользовалась Законом на практике (1997г.). Уверен: в новом году мы станем свидетелями широчайшего применения Патриархией драконовского права. Дело в том, что до истечения срока обязательной перерегистрации всех существующих в России религиозных объединений остаётся ещё два года. РПЦ использует любые правды и неправды для приостановления деятельности самых неугодных досрочно. Первая жертва – не кришнаиты или мормоны, а сто с лишним приходов Российской Свободной Православной Церкви, возглавляемой архиепископом Суздальским Валентином. Эти приходы, начавшие отходить от Московского Патриархата ещё в конце 80-х, зарегистрированные тогда как общины, подчиняющиеся зарубежной Церкви...

 

Диаспора. Не совладав с расколом на Украине, потерпев фиаско на родине Алексея II в Эстонии, Патриархия взяла реванш в «дальнем зарубежье». В прошлом году были захвачены храмы, монастыри и обширные земли в Святой Земле; при каждой встрече президентом Ельциным и канцлером Колем поднимается вопрос о «нацистских приходах» в Германии (большинство храмов Зарубежной Церкви было открыто при Гитлере); идёт целенаправленная работа по «реституции» во Франции, Англии, странах Скандинавии. Определённые успехи есть и у патриарха и в США. Эмигранты-старики и их потомки искренне верят, что Церковь в России теперь свободна, радуются тому, что она сильна и обогрета властью, - и просто бегут их храмов престарелого митрополита Виталия, главы «карловчан». С пустым храмом известно как поступить: повесить на дверях замок. Наутро он будет снят представителем Патриарха – и местный бургомистр или мэр только плечами пожмёт: Бог их разберёт, этих русских, все они на один лад!..

 

Деньги. «Табачное дело», признаться, здорово встряхнуло общественность. Теперь всем ясно: это была попытка дворцового переворота, преследующая целью дискредитировать митрополита Кирилла, «серого кардинала» Патриархии. Владыка Кирилл сохранил свои позиции – не потому что оказался без греха, но потому что «ворон ворону глаз не выклюет». В новом году мы станем свидетелями куда более скандальных разоблачений, не исключая и обнародования фактов сотрудничества церкви с криминальными структурами. Однако никто в отставку не уйдёт: Патриарх в своё время более чем гуманно обошёлся с митрополитом Киевским Филаретом (этим «женатым» монахом, не скрывающим своего семейного положения) и с влиятельнейшим и властолюбивым митрополитом Питиримом, которого члены Священного Синода мечтали отправить на пенсию, и с епископом Гавриилом, чья страсть рукоприкладства едва не обернулась для него уголовным наказанием, и с архиепископом Литовским Хризостомом, заявившем как-то сгоряча, что готов уйти под начало Константинопольского Патриарха…

 

Враги Церкви. Это не мусульмане – отношения с ними, скорее перейдут в фазу тесного сотрудничества и паритета с целью оттеснить на обочину всех прочих, от буддистов до старообрядцев, терпеливо дожидаясь, пока не вымрут. Не коммунисты и националисты – Церковь видит в них вынужденных союзников, поскольку разделяет их установку на консерватизм и изоляционизм, на противостояние Западу. Врагов Патриархия всё чаше будет искать в стане интеллигенции. Союз с нею, так возможный десять лет назад, сегодня просто немыслим. За пробными шарами – осуждением НТВ, «Московского Комсомольца», издателей книг Рериха и Даниила Андреева – непременно воспоследует поиск кандидата на роль русского Салмана Рушди. Объявив в конце года на собрании Московской епархии войну с СМИ и преподавателям сексуального просвещения в школах, патриарх примет на себя функции идеологического цензора и шефа полиции нравов в едином лице – и при поддержке власти преуспеет на сём поприще.

 

Власть. По социологическим опросам, Патриарха от президента в списке самых важных персон в России отделяют два десятка позиций. В действительности сегодня нами правит не Ельцин, а Алексей II (не Президент, а Патриарх, это стало сегодня, это продолжится и завтра, какой бы из них не сменился): ему - в отличие от президента действительно всё дозволено. Выше него только Господь Бог. Так думает он, так думает президент. И так думает, увы, большинство россиян. Даже если критика в адрес Церкви справедлива, она отскакивает, как от стенки горох. Ждать от неё покаянного отношения к критике, тем паче - самокритики, значит рассчитывать на диалог. Но она всякую критику объявляет клеветой и рецидивами атеизма – так что уж лучше нам помалкивать. За ней - тысячелетний славный опыт, за нами - десять лет сплошных синяков и шишек. Кто из нас прав?..

…Церковь взяла от власти за десять лет всё, что только желала. Теперь черёд власти льнуть к золотистым ризам. Церковь не пребывает ни в дрёме, ни в апатии, ни в анабиозе. Напротив, ею заложен уникальный фундамент, который, может, и за тысячу лет не сокрушишь, но всего-то лет ещё за десять проще простого выстроить на нём нечто такое, рядом с чем Храм Христа Спасителя – жалкая часовенка.

Имеется в виду новый тип человека.

Человека, сочетающего знание о зле с абсолютным к нему равнодушием; человека, сводящего веру к участию в обрядах; человека с психологией римского раба и представлением тунгусского шамана о мире и собственной душе; человека, боящегося всех, кто сильнее его, и ненавидящего любого, кто на него не похож. Человека, гордящегося своей духовной несвободой.

Русского человека начала XXI века.

«Общая Газета» № 52 от 31 декабря 1997г. Михаил Поздняев

 

 

 
Сайт создан в системе uCoz